Русский автопром - лаборатория клонирования

Советская автомобильная промышленностьУ автомобиля -- четыре колеса, и потому поводов уличить кого-то в воровстве и того меньше. Поэтому мы вовсе не собираемся присоединяться к хору непатриотов, которые кричат, что паровоз изобрели не Черепановы, самолет -- не Можайский, радио -- не Попов, а лампочку Ильича -- не Ильич.

Краткий экскурс в историю отечественного автопрома -- всего лишь попытка самоидентификации: кто мы, откуда, куда едем и на чем.

Ford A 1931

FordFord A 1931
ГАЗ А 1932-1936

ГАЗ А 1932-1936
Buick 90L 1932

Buick 90L 1932
Л1 "Красный путиловец" 1933

Л1
Ford V8 40 1934

Ford V8 40 1934
ГАЗ М1 1936-1941

ГАЗ М1 1936-1941
Packard 180 1942

Packard 180 1942
ЗИС-110 1946-1959

ЗИС-110 1946-1959
Cadillac 62 1948

Cadillac 62 1948
ЗИМ ГАЗ-12 1952-1959

ЗИМ ГАЗ-12 1952-1959
Cadillac Fleetwood 75 1935

Cadillac Fleetwood 75 1935
ЗИС-102 1936-1938

ЗИС-102 1936-1938
Opel Kadett K38 1938

Opel Kadett K38 1938
"Москвич" 400 1947-1954

Ford Prefect (Англия) 1952-1958

Ford Prefect (Англия) 1952-1958
"Москвич-402" 1956-1964

Конечно, иногда случаются скандалы. Например, компания GM Daewoo Auto Technology не так давно судилась в шанхайском суде с китайской фирмой Chery за то, что та без спросу стала под именем QQ выпускать модель Matiz. Зря судились. Подобного рода пиратством занимались не только в СССР или КНР. Достаточно посетить музей компании Toyota, чтобы убедиться в том, что японцы тоже не стеснялись копировать американскую и японскую технику. Главное -- не перебарщивать.

Философ Василий Розанов как-то заметил, что в России каждое второе состояние растет из "украл" или "выпросил". Между тем "при законной власти" Российская империя была настолько интегрирована в европейскую экономику, что заниматься плагиатом было бы просто глупо. Уже в 1901 году петербургская экипажная фабрика "Фрезе" и рижский велосипедный завод "Лейтнер" успешно монтировали на российские телеги французские бензиновые двигатели De Dion Buton. В Ростове-на-Дону завод "Аксай" производил по лицензии американской Oldsmobile модель Carved Dash. В 1906 году русский конструктор Борис Луцкой наладил на "Машиностроительном, чугунолитейном и котельном заводе Г.А. Лесснер" лицензионное производство русских "мерседесов". Наконец, у главной нашей гордости -- автомобиля "Руссо-Балт" -- корни были тоже иностранными, шасси с четырехцилиндровым двигателем позаимствовали у бельгийской фирмы со швейцарским именем "Фондю".

НАЛ И БЕЗНАЛ.

Октябрьский переворот, помимо всего прочего, превратил Россию в "родину слонов" -- самый прогрессивный в мире государственный строй просто обязан был поразить весь мир передовыми методами хозяйствования. Уже в 1918 году была организована Научная автомобильная лаборатория (НАЛ), позднее переименованная в НАМИ. Первый советский легковой автомобиль НАМИ-1 стал дипломной работой молодого инженера Шарапова, которая оказалась настолько удачной, что машина была запущена в серию. Только на встрече ветеранов автопрома, состоявшейся в 1979 году, Константин Андреевич обмолвился, что схему НАМИ-1 он целиком позаимствовал у чешской Tatra 11.

Ford Mainline 1954
Ford Mainline 1954
"Волга" ГАЗ-21 1956-1972
Packard Patrician 1956
Packard Patrician 1956
"Чайка" ГАЗ-13 1959-1977
NSU Prinz 4 1963-1970
NSU Prinz 4
"Запорожец" ЗАЗ-966 1966-1971
Fiat 600 1955-1972
Fiat 600
"Запорожец" ЗАЗ-965 1960-1968
Imperial Crown Limousine 1956
Imperial Crown Limousine
ЗИЛ-111 1958-1963
ЗИЛ-111
Ford Falcon 1966
Ford Falcon
"Волга" ГАЗ-24 1970

С 1927 по 1930 год было выпущено 403 штуки НАМИ-1. При всех своих достоинствах эта машина, как и первые советские грузовики АМО-Ф-15 и Я-3, была рассчитана на мелкосерийный выпуск. Между тем любому здравомыслящему хозяйственнику, если он не был вредителем, было очевидно, что без массового производства ни о какой социалистической индустриализации не может быть и речи. Нужны были заводы-гиганты, но что на них выпускать?

В 1929 году в США разразился экономический кризис -- выпуск Chevrolet сократился вдвое, а Ford -- в три раза. Невзирая на отсутствие дипломатических отношений между СССР и США, эти и другие американские фирмы наперебой стали предлагать Советскому Союзу свою продукцию. Что выбрать? По разбитым осенним дорогам России через мелкие и крупные города, деревни, еще никогда не слышавшие звуков автомобильных моторов, двинулась блестящая свежей краской и хромом американская техника. В длительном автопробеге победил Ford A. Его и назначили к выпуску на Нижегородском автозаводе.

Первые автомобили ГАЗ А выехали из заводских ворот в декабре 1932. Их сразу окрестили "советскими фордами", даже эмблемка была практически той же -- в синем овале было написано "ГАЗ" вместо "Ford". На наших дорогах машина прижилась не шибко -- главными ее недостатками считались открытый кузов и отсутствие багажника. Поэтому через пять лет на смену ГАЗ А пришла "эмка", как в просторечии величали ГАЗ М1. Кузов нового советского автомобиля был позаимствован у Ford 1934 года, однако американская конструкция была приспособлена к российским реалиям. Передняя подвеска крепилась не на одной продольной, не выдерживавшей наших дорог, а на двух поперечных полуэллиптических рессорах. Колесные диски стали штампованными, что было проще в производстве... Собственно, на "эмке" была отработана схема "проектирования" почти всех последующих советских машин: закупается зарубежный образец, тщательно изучается, приспосабливается к нашим условиям и запускается в производство.

Чуть ранее, но уже без спроса был "срисован" первый советский лимузин представительского класса. В 1932 году на Ленинградском заводе "Красный Путиловец" построили шесть семиместных лимузинов, скопированных с американского Buick 90L. Однако позднее приказом Наркомтяжпрома работы по легковым автомобилям на "Красном Путиловце" были прекращены, и завод перешел на производство пропашных тракторов, а задание строить правительственный лимузин перекинули на Московский автозавод имени Сталина. При создании ЗИС-101 от "Бьюика" решили оставить только двигатель, а кузов взять от "Кадиллака". Советское машиностроение тогда не могло обеспечить завод необходимыми штампами, и их закупили за океаном у филадельфийской фирмы Budd. Когда в 1938 году был произведен рестайлинг ЗИС-101, то решение облицовки радиатора было заимствовано снова у Buick.

Chrysler NewYorker 1965
Chrysler NewYorker
"Чайка" ГАЗ-14 1977-1990
Lincoln Continental Limousine Lehmann Peterson 1965
Lincoln Continental Limousine Lehmann Peterson
ЗИЛ-114 1967-1977
ЗИЛ-114
Nissan Sunny 1978
Nissan Sunny
ВАЗ-2108 1984
ВАЗ-2108
Cadillac Fleetwood 75 1974
Cadillac Fleetwood 75
ЗИЛ-115 1978-1986
ЗИЛ-115
SIMCA 1307 1975-1979
SIMCA 1307
"Москвич" 2141 1985
Fiat 124 1965
Fiat 124
"Жигули" ВАЗ-2101 1970

"ПОБЕДА" ЗА НАМИ.

К началу Великой Отечественной войны на полную мощность уже работали Московский, Горьковский и Ярославский автозаводы. Выросли собственные талантливые конструкторы. Однако послевоенный автомобиль высшего класса ЗИС-110 снова стал копией устаревшего "американца". По указке начальника охраны Сталина генерала Власика московским конструкторам приказали выбрать в качестве образца один из четырех автомобилей -- Packard 180, Packard Clipper, Cadillac 75 и Cadillac 63. Сталину показали сначала проспекты, а потом сами машины, и он выбрал Packard 180.

Счастливым исключением, когда власти полностью доверили разработку автомобиля отечественным конструкторам, стала "Победа". Форму кузова ГАЗ-20М предложил молодой дизайнер В. Самойлов. Конструкция "Победы" была поистине революционной. В пространстве между пружинами независимой подвески передних колес был установлен двигатель, радиатор смещен вперед, вслед за ним сместились и сиденья, заднее почти полностью вышло за пределы колесных кожухов и расширилось.

Стал шире и весь кузов, колеса углубились в его корпус, были убраны выступающие крылья. В задней части машины освободилось место для багажника. Нечто подобное имело место на некоторых предвоенных автомобилях, но ни один конструктор массовых автомобилей не использовал всей ширины кузова.

Не станем утверждать, что зарубежные фирмы, такие как Standard, "копировали" "Победу", вполне возможно, что, изучив тенденции автомобилестроения, они сами пришли к такому стилю. Ведь в стародавние времена на не сообщающихся между собой континентах люди изобрели колесо и лук со стрелами!

Когда 26 августа 1945 года постановлением ГКО Московский завод КИМ был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей, этим же постановлением утверждались техническая характеристика автомобиля, который он должен был выпускать, и срок начала производства. На какой автомобиль должна быть похожа советская малолитражка, опять же указал Вождь. Ему понравился еще довоенный Opel Kadett. Конструкторам пришлось срочно разыскивать несколько трофейных К-38. Их разобрали, сделали рабочие чертежи и штампы на ЗИСе и ГАЗе. К ноябрьским праздникам 1946 года были собраны первые пять двигателей, а к концу года -- первые пять автомобилей. Любопытно, что следующее поколение "Москвичей" ориентировалось уже не на "немцев". Модель M-402 стала результатом "изучения" Ford Prefect и Ford Taunus, образцы которых были специально закуплены за рубежом.

УШИ И ГОРБЫ.

Разоблачение культа личности Сталина и новый семилетний план развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы дали жизнь новой плеяде советских легковых автомобилей. Флагманами стали ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 "Чайка", которые разрабатывались после испытания нескольких американских машин высшего класса. Ориентировка на быстро проходящую и изменчивую американскую автомоду с ее космическими "килями" сделала ЗИЛ-111 архаичным уже к началу 60-х. Поэтому машина была модернизирована с использованием дизайнерских мотивов "кадиллаков" 1960-1961 годов. Зато "Чайка" ГАЗ-13 так и продолжала выпускаться без изменений до самого 1979 года.

Модель среднего класса, пришедшая на смену "Победе", получила название "Волга". Автомобиль почти точно повторял обводы Ford Mainline 1954 года, который вместе с Chevrolet Belair и Plymouth Savoy был специально закуплен для ГАЗа. Еще во время проектирования случился неприятный конфуз -- журнал "Огонек" поместил фотографию всех трех американских аналогов с безграмотной подписью: "Новые советские автомобили среднего класса".

Наглядным примером того, каким образом вершились судьбы отечественного автомобилестроения, может служить история Запорожского завода "Коммунар". Министр автомобильной промышленности СССР товарищ Строкин позвонил на МЗМА, где должны были разработать проект украинской микролитражки, и сказал буквально следующее: "Я слышал, вы там хотите переднюю подвеску по типу "Фольксвагена" сделать, а мне нравится итальянская микролитражка "Фиат-600"". Сказано -- сделано. В Запорожье стали выпускать практически копию "Фиата" под именем ЗАЗ-965, которую в народе тут же прозвали "Горбатым". К слову, следующая "зазовская" модель была копией немецкого NSU Prinz 4. "Запорожец" ЗАЗ-966 больше запомнился соотечественникам под именами "Мыльница" и "Ушастый".

"Запорожцы", однако, не стали "советскими фольксвагенами", и потому 4 мая 1966 года был подписан "контракт века" о строительстве завода, способного выпускать более полумиллиона автомобилей в год. О том, что в Тольятти начали выпуск копии FIAT 124, сегодня знают даже дети.

К тому времени страной уже правил Л.И. Брежнев -- страстный автомобилист и поклонник быстрой езды. В 1965 году с автомобильного салона в Нью-Йорке приплыл по морю уникальный американский Lincoln Continental с заказным грузом. Этот автомобиль купил советский посол Добрынин, а построила его кузовная фирма Lehman&Peterson. Именно с машин этой фирмы и пошла современная мода на стретч-лимузины. "Линкольн" отправили на ЗИЛ, где к 50-летию Великого Октября были воплощены в металле новые правительственные лимузины ЗИЛ-114. Конечно, "Линкольн" был намного изящнее и "вкуснее" нового советского "членовоза", но и ЗИЛ-114 был хорош. Он старел, как старел и сам Леонид Ильич. В начале 70-х машину решили осовременить, для чего купили очередной американский аналог. Им оказался Cadillac Fleetwood 75, и уже осенью 1976 года возле спецполиклиники на улице Грановского можно было увидеть посвежевшие ЗИЛы с индексом 115.

КАПСУЛА СМЕРТИ.

До самого развала Советского Союза все происходило приблизительно по тем же схемам. Чтобы построить "Москвич"-1241, пришлось немножко поуродовать Chrysler 1501. Знаменитые "жигулевские зубила" срисовывали с Nissan Sunny 1978 года, хотя "доводили" специалисты Porsche. Даже у "Оки" ноги растут из Daihatsu Cuore. Интересно, в стране самураев и харакири этот автомобиль тоже называли "капсулой смерти"? Пожалуй, единственным исключением в этом длинном списке заимствований является "Нива" -- до слез русская машина.

Самый последний и самый беспардонный пример копирования -- это "Газель". Замеры автомобиля Ford Transit загрузили в компьютер. Как вы думаете, что он выдал? Правильно: "Форд Транзит". Хотя в пресс-релизе было гордо написано: "Впервые за всю историю российской автомобильной промышленности полный цикл создания этой модели -- от цифрового "чертежа" до конвейера -- был проведен в рекордно сжатые сроки с помощью графической станции RISC 6000, поставленной IBM". В суд никто не подал. И даже к названию не придрались. В 1957 году модель Gazelle выпускала автомобильная фирма Singer, в 1966 году -- Hillman, а в 1984 -- Nissan.

Комментарии

Данная статья является не корректной, практически любой серийный автомобиль одних годов выпуска можно подставить и говорить о том что другой автомобиль того же года является его копией, я думаю что речь идет о общих тенденциях в автомобилестроении, что же касается 114 это вообще машина не имеющая аналогов, журналист написавший эту статью весьма поверхностен и не компетентен, путает и года выпуска и модели, а о техническом оснащении и истории создания авто вообще видимо ничего не знает, набрать же фото плохого качества и дать оценку может любой некомпетентный человек, что касается Форда то завод ГАЗ и создавался непосредственно под руководством фордовских инженеров, и российских специалистов обучали в Америке, и ВАЗ это закупленная официально линия сборки Фиат.

все интересно, а главное, впервые встречаю столь полный обзор. Однако, 24-ю с фордом сравнили до кучи. На самом деле - прототип - Plymouth Valaiant 70-х гг. посмотрите - сходство разительное.

Вобще у ГАЗ 24 может быть и не один прототип был, потому что всегда считал что за основного клона выступала Chevy Nova.

кстати первые копейки имели итальянские детали а название тольятти имеет итальянские корни
и итальянцы строили завод ваз и обучали специалистов

"Взяв за основу Паккард 180, конструкторы «ЗиСа» не стали слепо его копировать, а подошли творчески и внесли ряд изменений в конструкцию автомобиля"

прототип - Plymouth Valaiant 70-х гг

так газ 24 1968 года !!!! кто у кого спер ?)

Утверждение того, что дизайн ГАЗ-21("Волга"\"Звезда") срисовали с американского Ford Mainline - Мягко говоря:
-"Абсолютно абсурдно, и безосновательно!".
Такое утверждение мог сделать только - человек "далёкий"
от истории Мирового автопрома.
Как же тогда "Волга",на стадии прототипов, выглядела как"Второй выпуск"(т.е. со штампованой ,c вертикальными прорезями, решёткой - так называемая "Акулья пасть") ?
Облицовка решётки радиатора "со Звездой"появилась абсолютно случайно и не запланировано.
После демонстрации прототипа - в Кремле высказали настойчивое "пожелание" изменить"невыразительную"решётку.
Дизайнерам и конструкторам дали(ВСЕГО!!!)две недели,
и они очень удачно придумали приделать к горизонтальным брусьям "звезду".
Которая почти эдентична"звезде"устанавливаемую на ГАЗ-20 "Победа".
Вот этот, нелепый факт-полностью подтверждает самобытность модели.
Если перед конструкторами "Волги" и стояли конкретные образцы американских машин, с которых они копировали некоторые детали и узлы, то уж перед Дизайнерами таких образцов точно не было!!!
Были тенденции,мода и общие представления о том:
-"Как должен выглядеть "идеальный" автомобиль?"
Утверждаю , что дизайн 21-ой"Волги" сделан очень талантливо и с "чистого" листа.

Дизайнеры жили в вакууме? целые Авто могли позволить, а проспекты для дилеров нет?
Разуйте глаза.
Форд с этим кузовом появился в 1953 у покупателей. В 52 -проспектах. В 54 на Газе. Посмотрите сзади на Mercury 53 года.
Волга в 56 только пробежки делала.
Решетку заменили за 2 недели, а кузов перед ними готовый был 3 года.

Русские воровали всё. Потому, что не хватала мозгов. А если что и делалось в России то точно не русскими.

ДОСТОВЕРНЫМ НАДО БЫТЬ ДО СИХ ПОР УМЫ И КУЛИБЫНЫ ИЗ РОС СИ ИДУТ ПРОСТО ДОЛГО НАШИ ЧИНОВНИКИ НА ПОЛКАХ ВСЁ ДЕРЖАТ И ИДЕИ ПРОДАЮТ НА ЗА ПОД А СВАЁ ТОРМОЗЯТ РАДИ СОБСТВЕННОГО ОБОГАЩЕНИЯ У МЕНЯ УАЗ САМ ПЕРЕБРАЛ СВОИМИ РУКАМИ БЕГАЕТ ЗА 130КМ И НЕ ЛОМАЕЦА УЖЕ ТРИ ГОДА ХОТЯ ВЗЯЛ МЕТАЛ АЛОМ И НЕ НАДО ГОВОРИТЬ ЧТО ЗА ПОД УМНЕЙ, ОНИ ЦИВИЛИЗОВАНИЕЙ И ЗАКОН ТАМ РАБОТАЕТ

Packard 180 1942 - на фото и есть тот же ЗиС.
Ниссан Санни ни к месту. Если бы наши "сдирали" с японцев....)
Да наша промышленность восстанавливалась после войны с оглядкой на развитый западный автопром. Посмотрите много ли у них в те времена было оригинальных автомобилей? Различить их не так просто. А ранних "японцев" вывидели?

PS: Георгий, у Вас мозг украли?

Статья чуть менее чем чушь ))) прикольнуло )))

Любопытна она не с точки зрения интересности и оригинальности информации в ней, а в основном тем способом, которым она составлена. Я этот способ назвал бы "все в кучу". Как известно, когда вещи лежат в куче, разобраться в них намного сложнее, чем кода они разложены по полочкам. Именно этим эффектом воспользовались авторы статьи, свалив в одну дурно пахнущую кучу все: лицензионные и не очень откровенные копии иностранных автомобилей (что как правило и не скрывалось); модели, сделанные сознательно по мотивам отдельных импортных (что так же можно прочитать в самых советских источниках, скажем, про ЗАЗ-965 на базе Фиата - в Моделисте Конструкторе 1976 года); самостоятельные разработки, похожие на заграничные аналоги как похожи любые два автомобиля одной эпохи…

И из сваливания всего этого в кучу делаются далеко идущие выводы "кто мы, откуда, куда едем и на чем".

На практике же, статья, претендующая на титул "краткого экскурса в историю отечественного автопрома" оказывается солидной подборкой непроверенных легенд, чьих-то вымыслов, домыслов и подтасованных фактов, подкрепленных фотографиями, смонтированными в пользу гипотез автора.

Только посмотрите: ГАЗ-А, который правда лицензионный Ford model A, Л-1 - сознательно скопированный Buick, ГАЗ-М-1, который представлял собой кузов от Ford-8-40 (переданного СССР в рамках контракта с Фордом вполне официально) с имплантированными иным двигателем и вновь разработанной на ГАЗе ввиду полной негодности фордовской подвеской, и изменёнными по форме крыльями - которые были перепроектированы не от необходимости, а скорее от желания отойти от копирования и дать конструкторам и дизайнерам поупражняться, и говорить, что "Собственно, на "эмке" была отработана схема "проектирования" почти всех последующих советских машин: закупается зарубежный образец, тщательно изучается, приспосабливается к нашим условиям и запускается в производство" - вообще говоря, некорректно, т.к. в дальнейшем скажем, ни один легковой автомобиль ГАЗ таким способом получен не был. Проектировали сами, с нуля, хоть и иногда "с оглядкой".

Дело хотя бы в том, что на Форд-8-40 в СССР были переданы чертежи, производственная документация, готовые штампы. Без этого делать что клон, что просто более-менее точную копию другого автомобиля, даже имея его "в металле", бессмысленно - проще спроектировать заново.

Пример из другой области для иллюстрации сказанного: у немцев было много трофейных отечественных автоматов ППШ и ППС, но сделать их серийную копию они не смогли до конца войны, хотя квалификация немецких оружейников сомнения не вызывает;

А когда те же немцы все же сумели наладить массовый выпуск адаптированный к местным условиям производства клона английского автомата СТЭН (бывшего дешевым и простым в производстве в условиях Англии оружием преимущественно из водопроводных труб), из-за проблем технологического характера каждый серийный экземпляр оказался дороже ручного пулемета, в результате оказалось проще и дешевле спроектировать свое оружие по той же идеологии заново, но уже с учетом специфики производства в Германии.

Почему-то мне кажется, что между условиями, традициями, технологией и культурой производства, скажем, в США 1950-х годов и на ГАЗе тех же лет было разницы, так скажем, не меньше.

Недаром при постройке ВАЗа нам пришлось радикально пересмотреть очень многие вопросы, связанные с производством и эксплуатацией автомобилей - часто не потому, что итальянские подходы были лучше, а просто из-за того, что они были несовместимы с отечественными стандартами. И все равно, для адаптации к массовому изготовлению в СССР в конструкцию и технологию производства ФИАТа были внесены сотни изменений - и это при том, что имелась вся технологическая оснастка, казалось бы, бери и штампуй машины.

А как вы себе представляете то же самое, но по одному (!) конечному серийному экземпляру изделия, без документации, оснастки ? Это возможно, взять хотя бы Ту-4 - Стратофортресс, но пардон это потребовало многолетнего напряжения всей оборонки страны, создания целых новых отраслей и огромных, огромных финансовых средств, которыми наш автопром никогда и не обладал. А вы говорите - клоны. Это как минимум наивно !

ЗИС-110 - не точная копия Паккарда, а стилизация под него, не имеющая ни одной общей кузовной детали (начитавшиеся таких вот пописулек кадры заказывают из Штатов кузовщину на Пакард якобы той же модели... их ждёт большой сюрприз, когда выясняется что с тем же успехом туда можно наятнуть скажем крулья от лупоглазого Мерседеса, т.к. совершенно разные габариты и форма панелей).

И вдруг - ЗиМ! В куче откровенных довоенных клонов, происхождение которых вовсе не скрывалось (более того им горидилсь, так как копировали современные и сложные машины, требовавшие высокого уровня производства) и в советское время, не так видно, что эта машина мягко говоря вполне отличима от Кадиллака внешне если смотреть не только на решётку радиатора. А уж о том, что у ЗиМа была революционно новая для этого класса автомобилей безрамная конструкция кузова, модернизированная версия лицензионного двигателя Dodge D5 и оригинальная полуавтоматическая трансмиссия с гидромуфтой, совмещающая отдельные преимущества "механики" и "автомата" - авторы статьи и не скажут ведь.

Дальше идут опять точные копии, репарационный Москвич-400 - он же Опель Кадет, и вдруг - Москвич-402. Который совершенно не похож на показанный рядом Форд Префект и был дебютной работой молодого коллектива МЗМА и в "вину" которому можно поставить лишь то, что для второй половины пятидесятых он выглядел вполне модно и был устроен весьма современно. В куче этого не видно. Сделанные теми же конструкторами и дизайнерами "Москвичи" 408 и 412 авторы статьи вообще не упоминают, т.к. к ним, очевидно, не подкопаешься.

Дальше все идет точно так же. ЗАЗы и Чайка, заведомо создававшиеся с нуля, но с оглядкой на конкретные модели, при этом - имевшие полностью отечественную конструкцию и "начинку", свалены в одну кучу с ГАЗ-21, ЗИЛ-111 и ГАЗ-24, которые даже и вовсе не похожи на свои якобы прототипы слева.

То, что идет дальше вообще полный бред, за исключением правительственных ЗИЛов, которые вполне сознательно тяготели с хрущевских времен к Кадиллакам так сказать по идеологическим соображениям.

Вопрос к авторам: как можно мешать в одну дурно пахнущую кучу модели времен становления нашего автопрома вроде ГАЗ-А и, скажем, ГАЗ-24, как можно в одном ряду показывать откровенно лицензионные "Жигули" ВАЗ-2101 и вполне самостоятельно разработанную модель ВАЗ-2108? То что там приписано к 2108 или Оке, вообще от лукавого, при том что реальная история создания этих автомобилей отлично известна, из первых рук, - книги "Высокой мысли пламень", где сами конструкторы пишут о том, какие прототипы у них имелись и что у какого было заимствовано. Почитайте, это очень интересно. Например первый образец ВАЗ-2108 имел передние лонджероны "чиста савеццкого" дизайна, второе поколение прототипов - спёртые у "Фиат-Ритмо" наклонные, а серийная машина - предложенные "Порше" S-образные, сложной формы.

На основании какого такого "глубокого технического анализа" конструкции делаются столь далеко идущие выводы?

То, почему фотографии машин, которые не слишком похожи, часто низкокачественны, сделаны с разных ракурсов, как Форд и ГАЗ-21, или очень удачно обрезаны - например, Chrysler NewYorker 1965 и "Чайка" ГАЗ-14, тоже остается на совести авторов.

Разбирали или не разбирали Lincoln на ЗИЛе, я точно не знаю, но вполне могу увидеть, что ЗИЛ-114 на него совершенно не похож. Во-первых - несмотря на утверждения авторов статьи, это не стрейч-лимузин, каковых в СССР не делали, во-вторых - дизайн совершенно другой, что было бы видно, будь фотографии побольше и получше. Lincoln тех лет вообще был крайне необычным автомобилем, "из ряда вон", с дизайном и конструкцией, не имевшими аналогов, и ни одной из характерных особенностей его дизайна ЗИЛ не воспроизводит. Так где же соотношения "прототип-клон"? Угловатость же обводов и развитые боковины кузова была общим свойством у почти всех американских авто 1960х-70х, и именно в этом стиле и был сделан ЗИЛ, своего рода "сборный образ современного американского полноразмерного автомобиля". Скажем Империал, топ-модель фирмы Крайслер, тоже очень смахивала на Линкольн. Объяснение простое - дизайнер Линкольна Элвуд Энджел убежал позднее на Крайслер.

Да и вообще - строить теории на основании одного внешнего сходства - дело гнилое. Тот же ЗАЗ правда похож на NSU (а дизайн - именно дизайн - NSU Prinz был в свою очередь достаточно таки откровенно "сдут" с американского Chevrolet Corvair, как и у кучи двругих европейских и японских авто тех лет), но только внешне, внутри - модернизированная механика от ЗАЗ-965.

Который, в свою очередь, при внешнем сходстве с FIAT-600, так же имел совершенно другую механику, т.к. итальянская для отечественных условий не подошла - это и фиатовские маленькие колеса, при замене которых на 13" пришлось переделать всю кинематику подвески, и итальянский двигатель водяного охлаждения с глубоким картером, который заменили полностью отечественным, и т.д.

Общая наукообразность изложения и приведение ряда совершенно верных суждений, например про "Победу", "подкопать" под которую, видимо, ну никак не вышло - всего лишь канва для впаривания быдлу откровенного бреда, уж простите, не сдержался.

Читать про то, как "Модель среднего класса, пришедшая на смену "Победе", получила название "Волга". Автомобиль почти точно повторял обводы Ford Mainline 1954 " - извините, просто смешно. Рассказывать такое можно только людям, не видевшим Мэйнлайн ни разу и приводя именно такие фотографии, какими пользуются авторы статьи: мелкие и с разных ракурсов. С той же степенью достоверности можно происходить ГАЗ-21 и от автомобилей Kaiser-Frazer или Opel Kapitan, сходство где-то на том же уровне. Ford на ГАЗе изучался, как и ещё с десяток аналогов, весьма понравился, отдельные заимствования конкретно из него были, но в целом и общем назвать его прототипом ГАЗ-21 невозможно совершенно. Читайте умные книжки (хотя бы: И. Падерин, монография "21").

Газель и Форд Транзит. Очень оригинальная, я бы сказал - экстравагантная гипотеза, учитывая что у Форда например передняя подвеска независимая. А у Газели зависимая. Рассуждения о схосдтве конструкции и дизайна (ну похожи внешне, но вполне в рамках моды тех лет, газель даже посовременнее будет, поокруглее) выглядят тем смешнее и наивнее

Также, в статье применен очень интересный способ форматирования, так же рассчитанный на запутывание читателя: картинки отдельно от текста. Ну, чтобы уж совсем запутать - замучаешься же постоянно прокручивать страницу между картинками и описаниями, на что, видимо, и рассчитано - т.к. в тексте нередко написано совсем не о том, что видим на картинках ))

Короче, как написли выше, "набрать же фото плохого качества и дать оценку может любой некомпетентный человек". А уж если брать современные машины, так и ваще будут сплошь клоны если судит неспециалист, да чисто по внешности... За статью - "неуд".

А у кого спёрли Ладу 2106?

2106 это фиат 125-если не ошибся,но фиат!

По любому наши копировали, и ни когда наш автопром небыл хорошим!!! Можно любить наши машины только из-за любви к родине, но ни как ни за качество автомобилей!!!

"Жигули" ВАЗ-2101 1970 - Fiat 124 1965 - то же самое что Lexus - Toyota у американцев, просто поменялось название, правильно говорилось выше, итальянцы построили завод, так что к этой теме разговора сомневаюсь что эта модель подходит. Что касается 2108 врядли это был Nissan Sunny... А ЕСЛИ ЭТО ВСЕ ТАКИ БЫЛ ОН, ТО КОПИЯ НЕ УДАЛАСЬ ДАЖЕ ВНЕШНЕ!!!

Блин, зря отошли от традиции копирования вот взяли бы допустим опель астру середины 90-х назвали бы Калиной и получилось раз в намного лучше чем получилось)

Да рассуждать и спорить можно долго и безрезультатно.Автор просто зарабатывает себе на жизнь где то правду написал,где то додумал.это уже на его совести.а вот за автопром действительно обидно.все кто может себе позволить иномарку никогда не станет кататься на отечественном авто,коллекционеры не в счет.Я может быть тоже хотел бы иметь отеч.авто и радоваться садясь за руль но....пока ничего достойного не предложат буду обкатывать иномарки...рынок все расставил по своим местам.

вы блин вообще о чём? никто не спорит, что наши авто - фигня ни о чём.
есть тезис "был потенциал"
>все кто может себе позволить иномарку никогда
> не станет кататься на отечественном авто
полная чушь
основатель икеа ездит на общ.тр. и имеет октавию
президент Уругвая - на старом фв за 2000 (купленном после того, как мотоцикл развалился прямо под президентом)

хотя в статье и видны примеры сходства, но это не "клонирование", что в общем контексте статьи подразумевает воровство, а не более как технологическое и стилистическое цитирование, что в эпоху постмодернизма не только желательно, но и обязательно, если хочешь быть востребован и находиться в общем русле моды и актуальных течений. само собой советские дизайнеры не находились на отшибе мировых тенденций.
а общий тон статьи и явное передергивание фактов, общая тенденция объявить 95 процентов автомобилей ссср клонами запада свидетельствует о том что ее написал Вредитель.
сейчас интернет мониторится и надеюсь, вскоре общий вектор нашего государства придет к тому что такими тенденциозными вредителями - займутся те кто этим занимается по долгу службы.

Конечно вредитель! А если бы еще написал правду про "савецкия" самолеты, полностью скопированыые с западных до середины 70х, а потом частично и авиационные двигатели, да вся авионика западная с опозданием на 20 лет, то не только вредитель а еще и предатель!

Я хочу чтоб русский автором выпускал всегда Жигули и Лады до следующего века

ребята мы еще хуже китайцев .они хотя бы достойно клонировали.а мы .....

не мойму а чего зилы с кадилаками сравнили